История возникновения колокольного искусстваЛунный календарь

Домашняя страница » Христианство, православие » История возникновения колокольного искусства

История возникновения колокольного искусства

Трудно найти человека, которому бы не нравился колокольный звон. Он не оставляют равнодушными никого, и неважно, верующий человек или нет, эти торжественные, величественные звуки задевают самые потаенные струны каждой души, отзываются в каждом сердце.

История возникновения колоколов и колокольного искусства берет свое начало из самой что ни на есть «глубины веков». Использование небольших колокольчиков в дохристианскую эпоху часто было связано с различными языческими культами и восточными верованиями, распространенными на территории Индии, Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, что подтверждено археологическими раскопками, возраст которых восходит к 20 веку до н.э.

Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.). В период управления своей епархией в 4-5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

Первое упоминание в русских летописях об использовании колоколов относят к 1066 году, причем эти колокола пришли из Западной Европы и раскачивались при помощи очепа (при очепном звоне раскачивается весь колокол, в отличие от язычного звона, когда раскачивают «язык» внутри колокола). Первые колокола на Руси производились еще иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров.

Обо всем этом подробнее, а также об истории появления и развития (интересной и полной драматических моментов) колокололитейного производства  и колокольного искусства на Руси, предлагаем вам посмотреть видео

Церковные колокола имеют сложный и разнотолщинный профиль и их обычно делят на несколько групп по принципу звукоизвлечения на Восточную традицию, Западно-европейскую и русскую традицию звона. А также особняком стоит карильонная традиция.

Восточная традиция — самая древняя, широко распространена на территории Китая и соседних стран. Колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддийских храмов. Принцип звона — мерные удары в колокол мягким, например деревянным звукоизвлекателем. Большие колокола ударяли горизонтально подвешенным на веревках или цепях бревном, такие колокола имеют медитативное звучание.

Западно-европейская традиция это раскачивание колокола целиком вокруг своей оси, при этом «язык» ударяется в оба края колокола произвольно.
Такой звон используется преимущественно в католической церкви. В звоне одновременно участвует один или несколько колоколов, обычно среднего и большого размера при этом получается неритмичный звон.

Русская традиция в современном понимании с XVI века представляет собой так называемый язычный принцип звона, при этом один звонарь сразу управляет несколькими колоколами с помощью привязанных к языкам веревочек, задействовав обе руки и ногу.
Основа русской традиции — ритмичный звук с присущим ему темпом и характером.

В коротком (7 мин.), но очень интересном ролике рассказывается обо всех этих разновидностях колоколов и традициях колокольного звона.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован Required fields are marked *

*

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.